на главную страницу

 

 

-------------------------------------- e-mail: psp_prestige@mail.ru ----------------------------------------------

К л у б  А в т о  П У Т е ш е с т в е н н и к о в

               

 

   Путешествие на Русский Север

(по маршруту : Москва – Ферапонтово – Кириллов – Каргополь – Кенозерье)

 

Часть 1.

2 августа 2003г.  Суббота.

    Начинается первое большое путешествие клуба «КАПут». Участников четверо. Это я – Павел Захаров, моя жена Валерия и наши друзья из Электросталя Андрей и Наташа. Тем же экипажем мы ездили на Валдай, только сейчас к нам никто больше не пожелал присоединиться. Едем на моем «Ситроене-Берлинго». Я, естественно, за рулем.

    Багажник у «Берлинго» большой, но он забит до отказа. В нем все необходимое для комфортной жизни на природе в течение недели, ведь мы не собираемся останавливаться в каких-либо гостинницах. С собой везем: четырехместную палатку "Campus Sahara 4", дополнительный тент "BASK" , 20-ти милиметровые пенополиэтиленовые коврики, спальники  "Bask" , два топора, большую лучковую пилу, костровой трос, два котелка, газовую плитку «Kovea» плюс два десятка балонов к ней, рузные кастрюльки-сковородки-чашки-миски, автохолодильник , недельный запас еды, лопату, лебедку, цепи на колеса, три троса, 20-литровую канистру под бензин, видеокамеру "SONY PC5"  , фотоаппарат, гитару, кучу запасной одежды и даже, прости господи, подушки…

… Итак, стартуем. Условно считаем за начало отсчета г.Электросталь, где собираемся все  вместе. Здесь же обнуляется счетчик промежуточного пробега.

    Багажник полон барахла, бак полон бензина, а мы полны решимости покорить северный край. На нас клубные оранжевые футболки, на машине транспаранты с эмблемой клуба и маршрутом. Все водители посворачивали шеи в нашу сторону.

    На сегодня поставлена очень простая цель. Необходимо доехать до Ферапонтова и заночевать в его окрестностях, чтобы на следующий день заняться изучением достопримечательностей.

    Из Электросталя выскакиваем на трассу А108, с нее на М8, и мчимся на север. По объездной огибаем Переславль-Залесский, пересекаем по окраине Ростов, и вскоре подъезжаем к Ярославлю. На въезде есть схема города, но я ленюсь останавливаться, о чем потом сильно жалею. Иду по дорожным указателям, но они уводят меня на окружную дорогу, приходится сделать приличный крюк.

    Минуем Ярославль, едем в Вологду. На обочине машет руками какой-то бедолага, рядом с ним «Ока», которая отказывается ехать. Цепляем ее на буксир, тащим километров тридцать до Вологды.

    Надо бы заправиться. На въезде в Вологду заправка «Славнефть», но мужик из «Оки» не советует заправляться на ней, говорит, дольше есть нормальный «Лукойл».

    Через Вологду уходим на Кириллов. Проезжаем весь город, но ни одной приличной АЗС не встречаем. Только за городом какое-то недоразумение в виде железного сарайчика и пары допотопных колонок с эмблемами «Лукойл», но 95-ого здесь нет.

    Летим дальше. На дороге авария. Встретились идущие навстречу «козлик» и «девятка». Все живы. У девятки вся морда всмятку, козлик чуть помят. Грустные люди с синяками и ссадинами. Раздраженные гаишники разгоняют толпу любопытных. Дорога перекрыта полностью, очередь выстраивается в обоих направлениях.

    Наконец, просачиваемся по обочине. Вскоре загорается лампочка указателя уровня топлива. На первой попавшейся заправке от безысходности заливаю 5 литров 92-ого. Корю себя за то, что не наполнил заранее канистру. Заправщица говорит, что километров через двадцать будет девяносто пятый.

    Действительно, возле Новленского на заправке есть 95-й бензин. Правда, сама контора подозрительная. Конурка, в которой сидит мужичек, и две колонки со стрелочными циферблатами образца середины прошлого века. Заливаем 15 литров, до Кириллова должно хватить. 

Ферапонтово

В Ферапонтово въезжаем, когда солнце уже совсем низко. Монастырь смотрится очень живописно при таком освещении. Из чьего-то отчета нам известно, что недалеко на озере есть нормальная стоянка. Покрутившись по Ферапонтово, выезжаем по направлению деревни Лещево. Перед Лещево сворачиваем направо на лужок. Прыгаем по колдобинам в сторону озера, а навстречу две машины. Поравнявшись с одной, высовываюсь, и спрашиваю водителя, что там впереди. Оказывается, там стоянка. Но что за странное выражение лица у этого типа? Спрашиваю: «народ там есть?». «Есть»,-отвечает, и интонация тоже такая странная, и ухмылочка на лице. «А место свободное есть?» «Есть…». Ухмылочка еще сильнее… Разъезжаемся. Переваливаем через небольшую горку, и не можем сдержать смех. Становится понятна реакция мужика на наши вопросы. Возле озера на полянке с видом на монастырь видимо решило провести уик-энд если не все население Вологды и окрестностей, то наверное как минимум его половина. Куча людей, машин и палаток, шезлонги, бадминтон, шашлыки, музыка. То же самое в ближайшей рощице.

    Обескураженные, едем искать другое место на озере, где нет людей. Вечереет. Солнце все ниже. Мы мотаемся вдоль южного берега Бородаевского озера в поисках стоянки.

карта окрестностей Бородаевского озера

     Запутавшись в направлениях, по какой-то с трудом проходимой дороге забираемся в Евсюнино, но, не пробившись к озеру, возвращаемся. Пробуем по другой дороге, но упираемся в ворота пионерского лагеря, напугав пионеров своим неожиданным появлением среди ночи. Уже в полной темноте, при свете фар, изучаем завалившийся в кювет и брошенный «Краз», нарезаем круги по лугам вокруг Лукинского, попадаем на какую-то частную территорию, покидаем ее…

    Наконец, около полуночи, где-то в районе Филиппово очередная полевая дорога приводит нас к берегу озера на рабацкую стоянку. Ура! В свете фонаря и салонных лампочек ставим палатку и ужинаем. Потом – спать.

    За первый день пройдено 647 километров.

 

3 августа 2003г. Воскресенье.

 

  

    Утро. Первым просыпаюсь и вылезаю из палатки. Осматриваюсь. Ничего так, место симпатичное. Стоим на берегу, чуть выше на горке видна деревня. У самой воды полянка с кострищем. Видно, здесь часто бывают рыбаки. Вдоль берега заросли тростника высотой в метр, но напротив стоянки чисто. Заходить в воду удобно, дно песчаное. Вода теплая, несмотря на то, что еще раннее утро. До завтрака и после него с удовольствием купаемся. Солнце поднимается все выше, уже во всю припекает. Ну чем не Черное море?

  

    Собираем вещи, едем в Ферапонтово. На стоянке недалеко от монастыря уже полно машин. Туристы ходят косяками.

    В музейной кассе долго ждем очереди. Нерасторопная тетенька не справляется с потоком посетителей. Жарко, и уже не хочется никакого музея, тем более прямо под стенами монастыря народ плещется в озере. Билеты относительно дорогие, с каждого берут рублей по сто. Хотим заказать еще экскурсию, но экскурсовода нет. Идем осматривать музей самостоятельно, хоть это и не так интересно. Периодически набрасываются смотрительницы с требованием предъявить билеты и разрешение на съемку. Персонал начинает нас раздражать.

    

    Смотреть фрески Дионисия запускают малыми группами. Приходится ждать. Снимать на видео категорически запрещают. Девочка-экскурсовод, сбиваясь от волнения, рассказывает про фрески. Когда начинаю задавать наводящие вопросы, немного оживает, видя интерес к своему рассказу. Все уже ушли в другой зал, а мы все беседуем, заставляя ждать следующую группу…

    После фресок идем на две выставки. Одна – крестьянский быт, с прялками-мялками-горшками-ухватами, т.е. стандартным набором для всех окрестных музеев. В ближайшие дни мы увидим все это еще много раз. Вторая выставка более необычная – это старинные замки и ключи из частного собрания исследователя старины Сурова.(http://mvsurov.ru/book/glava1.php )

Фотографии с выставки крестьянского быта:

       

Фотографии с выставки замков и ключей:

        

    В конце концов покидаем Ферапонтовский монастырь со смешанными чувствами. Внутреннее содержание музея не очень нас впечатляет. Гораздо приятнее любоваться монастырем со стороны. Его белые стены и башни очень красиво смотрятся в ярких лучах солнца на фоне деревенского пейзажа с озером, соснами, деревянными домиками, разбросанными по зеленым склонам, с речкой, сбегающей по камням в низинке, с мостиком, с прячущимися в тени баранами…

 

 

http://www.cultinfo.ru/dionisy/index.htm - сайт музея фресок Дионисия

http://www.cultinfo.ru/travel/kirill_bel.htm - сайт Кирилло-Белозерского монастыря

 

 

    Едем в Кириллов. При приближении к Кирилло-Белозерскому монастырю столпотворение. Сегодня воскресенье. Куча туристических автобусов. Люди – люди – люди…

    Кирилло-Белозерский монастырь производит совсем другое впечатление. Ферапонтовский по сравнению с ним кажется легким и изящным. Здесь же – мощь и монументальность. Огромные башни, высокие стены с бойницами. Неудивительно, что здесь не раз успешно держали вражескую осаду.

    Первым делом идем на стены. Внутри стен – корридоры в два яруса. Здесь во время нападений скрывались обитатели монастыря, отсюда в бойницы сбрасывали на врагов всякую дрянь. Коридоры такие огромные, что по ним свободно можно было бы передвигаться на тройке, если бы лошади согласились подняться на верх по узкой лесенке.

    

 

   

    Вдоль стен бойко идет торговля сувенирами. Чего тут только нет. Почти как в московском подземном переходе метрополитена. Иностранцы с удовольствием сорят евровалютой, хватая безделушки.

    Вообще, иностранцев много. С интересом наблюдаем за ними. Вот, впереди идет тетя-экскурсовод, держа в руках табличку с номером группы. За ней, как пионеры, ковыляют немецкие дедушки и бабушки в белых панамках и шортах. Из некоторых уже совсем песок сыпется. Они кряхтят, сопят, опираются на свои палочки, но упорно ползут за табличкой…

    Потихонечку обходим всю территорию монастыря. Территория огромная, но без экскурсовода непонятно, что к чему. Просто ходим и любуемся древними сооружениями. Но солнце печет, и тянет скорее окунуться  в какую-нибудь воду.

    Покидаем монастырь, и садимся в машину. Кондиционер на всю катушку – вот кайф! Решено вернуться обратно в Ферапонтово. На выезде из Кириллова на современной АЗС «Лукойл» заливаем полный бак и канистру 95-ого бензина.

    В Ферапонтово располагаемся на берегу озера прямо под монастырскими стенами. Совмещаем купание и обед. Прямо на пляже кипятим чайник и пьем чай с бутербродами.

      

    Сытые и отдохнувшие, едем дальше на север. Проезжаем поворот на Липин Бор. Лера настаивает на том, чтобы заехать туда. Хочет увидеть озеро Белое. Свернув в сторону озера, попадаем в пробку. Перед нами через дорогу не торопясь переходит стадо коров.

  

    Озеро Белое – большое, как море. Песчаный пляж, куча народа, того края не видно. Вода грязноватая – мутная и с какими-то зелеными бяками. Лера идет купаться. Озеро мелкое. Она уже почти скрылась из виду, а глубже чем по пояс не зашла. Вылезает недовольная и вся в зеленых бяках.

    На заправке возле Липин Бора заливаем еще чуть-чуть 95-ого до полного бака. Кто его знает, как там дальше будет с бензином…

    Продолжаем движение на северо-запад. Дорога на Вытегру асфальтированная, прямая и достаточно ровная. Только кое-где на скорости машину раскачивает на волнах, будто предупреждая: «не гони».

    Немного не доезжая до Прокшино видим скопление дорожностроительной техники. Строят новую дорогу на Архангельск. Скоро можно будет по ней ездить, а пока – по старой.

    Вот и указатель «на Архангельск». Ныряем под мост, и уходим направо. Все, конец нормальной дороги. Пошла грунтовка сомнительного качества. В Прокшино на колонке запасаемся водой. Местные жители смотрят на нас, как на инопланетян.

    Про участок пути от Прокшино до Солзы я предварительно собирал информацию в интернете. У людей просил совета – стоит ли тут ехать. Кто-то говорил – ни в коем случае не соваться, а кто-то советовал ехать. Мол, будет один из незабываемых моментов вашего путешествия. Чтож, посмотрим, какой будет момент. Тем более, делать крюк в сотни километров все-равно не тянет, а уверенность вселяют всякие полезные приспособления, приготовленные в багажнике. Да и хочется на самом деле этих самых…как их?…приключений…

     По отчетам путешественников знаю, что сложный участок тянется 39 километров. Засекаем по одометру, и – вперед.

     По началу грунтовка вполне нормальная. Я бы даже сказал, хорошая. По пути встречаются деревеньки. Дома восновном брошенные, с заколоченными окнами и провалившимися крышами.

   

    Километров через пятнадцать начинается первая грязь. Тяжелые лесовозы вылезают из леса и портят покрытие. Но больших луж и месива грязи нет, так как погода стоит давно уже сухая. Все плохие места преодолеваем без затруднений. От силы раза два или три приходится выходить из машины, чтобы померить глубину лужи и пощупать дно. А так, едем нормально.

    От людей, побывавших в этих местах, знаю, что не доезжая до Солзы дорога проходит мимо двух озер: Большого и Малого Клематовских, и там есть стоянка с «легковым» подъездом. Поскольку дело идет к вечеру, и доехать до Каргополя сегодня не успеваем ( провалялись на пляже и выбились из графика), решаем остановиться на них.

    И вот, перевалив через очередной мостик ( обозначенный на нашей двухкилометровке) видим небольшой съезд направо. Идем на разведку, и обнаруживаем симпатичную полянку. С дороги её не видно, поэтому о ней , судя по всему, не многие знают. На поляне чисто, и снее открывается изумительный по красоте вид на лесное озеро. У воды полузатопленная старая лодка. И, вот незадача, много-много слепней. Чтоб их!…

  

    Ставим палатку, ужинаем. На свет извлекается бутылочка «Изабеллы».

    Чем ниже солнце, тем меньше слепней. Вскоре они исчезают вовсе. Но комары едят немилосердно, не обращая внимания на всякие там «москитолы».

    Выливаем воду из лодки. Андрей плывет на разведку вдоль берега. Других стоянок не обнаруживает, но озеро тянется еще далеко параллельно дороги.

    Ложимся спать. Кончился второй день нашего путешествия. Общий пробег – 865,4 км.

 

4 августа 2003г. Понедельник.

    Утро. Иду на озеро умываться, но не сдерживаюсь, и залезаю купаться. Солнце уже во всю шпарит, так что забраться спросонья в освежающую водичку очень приятно. Плывешь, а на черной озерной глади покачиваются белые корзиночки кувшинок. И тишина вокруг, только трещат стрекозы.  Да, ради такой красоты стоило отмотать без малого девятьсот километров.

    Андрей делает из деревца удочку, с лодки ловит рыбу. Вообще то мы все не рыбаки. Ловим как попало и чем попало, надеясь в основном на то, что рыба сама решит свести счеты с жизнью и залезет на крючок. Тем не менее, у Андрея неплохо клюет, правда только мелочь. Натаскав штук семь окуньков, он бросает это дело, и мы начинаем их вылавливать теперь уже руками из лодки, набравшей до половины воды. Этот веселый аттракцион заканчивается тем, что вся добыча перекочевывает в стеклянную трехлитровую банку от огурцов. Теперь у нас есть еще и дорожный аквариум.

    

    На часах 11-30. Снова в путь.

    Проехав немного, обнаруживаем еще одну стоянку у озера. В отличие от нашей, она хорошо видна с дороги и к ней ведет накатанный съезд. Заход в воду хороший, на дне песочек. Но уж больно она на виду, не хотелось бы здесь останавливаться.

    Километра за четыре до Солзы дорога портится окончательно. Часто приходится вылезать из машины и выбирать наиболее выгодную траекторию движения. Наше счастье, что давно не было дождей и дорога сухая, иначе пришлось бы помучиться. Тогда нам точно пригодились бы цепи противоскольжения, а может быть даже и лебедка. Но на этот раз все это так и не было вынуто из багажника.

  

    Самый плохой участок тянется километра два. Но наконец среди деревьев показываются дома. Это Солза! У дороги знак «Каргопольский район», значит мы уже в Архангельской области.

    Солза – поселок невзрачный. Люди здесь живут, но часть домов заброшены. Заброшена и практически развалилась ферма и еще какие-то хозяйственные постройки. Захожу в магазин. Покупать ничего не надо, просто охота посмотреть. После наших «Ашанов» и «Рамсторов» очень экзотично.

        

Дома в д.Солза

    Через 11км после Солзы между Лохово и Дуброво пересекаем строящуюся трассу на Архангельск. Ту самую, которую видели перед Прокшино. Видимо, мы шли все время параллельно ей. Сразу после Дуброво старая и новая дороги сливаются, и вот мы уже едем по широкому ровному грейдеру. Одна беда – он покрыт крупным гравием. Ехать по такому покрытию – удовольствие ниже среднего. Вибрация страшная. Из под колес летят камни, и пыль стоит столбом.

         

дорога после Дуброво

    После километрового столба с цифрой 73 дорога становится более накатанная. Ну, а за 8 километров до Каргополя вообще лежит асфальт. Мы уже начали по нему скучать.

    При въезде в Каргополь счетчик показывает 960 км.

 

Каргополь.

    В городе первым делом идем на телефонную станцию. Все мобильники умерли сразу после Вологды, и теперь не терпится связаться с родными. Вообще-то в Каргополе и его окрестностях действует какая-то сотовая сеть, но не GSM-овская.

    Вот и первый контакт с местными жителями. К машине подходят два пацана лет по десять, и заявляют: «дай пять рублей!». Прямо по Ильфу и Петрову…

    Вскоре мы понимаем, как  зло пошутила с нами судьба. Сегодня понедельник, а в Каргополе по понедельникам все музеи закрыты. Такой подлянки мы никак не ожидали.

    Убитые горем, бредем на берег Онеги. Здесь местная достопримечательность, которая работает без выходных. Над водой выстроен деревянный сарайчик, в полу которого сделаны специальные вырезы, огороженные поручнями. В этих дырках каргополочки полощут белье. На дворе начало 21 века….

    На счетчике 982,5 км. Выезжаем из Каргополя по дороге на Вытегру. Пятнадцать километров асфальта, и снова грунтовка.

            

фотографии каргопольских храмов

         

«полоскала каргополочка белье…»

 

 

http://www.kargopol.ru - Сайт города Каргополя. Советы для туристов, карты, фотографии…

http://www.chetvertnoy.ru - Забавный рассказ одного гражданина о посещении Каргополя.

http://www.towns.ru - Исчерпывающая информация о Каргополе на сайте «Малые города России»

 

 

Лядины.

    1021км. Седьмой час вечера. Останавливаемся в местечке Лядины ( на дороге указатель «Гавриловское»). Наше внимание привлекли деревянные церкви: Богоявленская церковь (1787 г.), Покровско-Власьевская церковь (1761 г.) и колокольня (XVIII в.). Ходим, смотрим, фотографируем.

   

    На моей карте напротив этого места пометочка – «домашний музей». Когда рылся в интернете перед поездкой, подписал для памяти. Рядом с церковью на огромных деревянных качелях катаются две девочки. Подходим к ним поинтересоваться по поводу музея.

- Здравствуйте, девчонки. А что, правду говорят, что здесь где-то есть музей?

- Правда. Даже целых два!- оживляется та, что побольше, - У нее и у меня!

- Да вы что? Собственные музеи?

- Нет. У меня – у бабушки, а у нее у мамы.

- А можно посмотреть?

- Конечно, мы вас проводим!

    Они разбегаются в разные стороны. Садимся в машину и едем за большой.

 

 

Информация о Музее одной семьи на сайте Каргополя: http://www.kargopol.ru/Muzeum/sergeeva.htm

 

 

    Девочка приводит нас к двухэтажному бревенчатому дому, с виду – самому обыкновенному, и просит подождать минуточку. Вскоре она появляется, но вместо бейсболки и майки с микки-маусом на ней старинный сарафан и платочек.

 -  Проходите, гости дорогие! – с изменившейся интонацией приглашает нас в дом.

    Заходим в дверь, и словно попадаем в другое время. Через сени, где царит полумрак, по лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь сохранена обстановка начала 20-ого века. Вдоль стен старинная мебель, одежда и предметы обихода тех времен. Девочку зовут Ксюша. Она внучка Галины Федоровной Сергеевой, создательницы этого домашнего музея. Ксюша рассказывает нам про своего прапрадеда, построившего дом в 1903 году, про то, как тогда жили люди. Проводя нас по комнатам, показывает старые вещи, объясняет, что для чего предназначалось. Все экспонаты реально принадлежали семье, ничего специально для музея не приносили и не покупали. Плотницкие инструменты, какие-то ведра-чугунки, сапоги, подбитые самодельными деревянными гвоздиками, самодельная кровать, также самодельный детский трехколесный велосипед, платья, сундуки, хвост коня Сирко, ставшего жертвой коллективизации, и еще многое другое.

    Затем спускаемся на первый этаж, где нас встречает сама хозяйка. Галина Федоровна рассказывает о себе, о своей семье, читает отрывки из своей поэмы «Славутница», посвященной ее бабушке. В этом доме она провела детство, потом моталась по свету за отцом-военным, окончив институт, долгое время преподавала литературу в школе в Котласе. Выйдя на пенсию, как она сама говорит, придумала себе работу. Приехала в Лядины, и создала «Музей одной семьи». Сейчас в музей специально приезжают туристы, даже иностранные. Галина Федоровна всех посетителей записывает в тетрадку. Мы  -  четыре тысячи с чем-то какие-то.

        

    Мы долго сидим, задаем вопросы не только про музей, а про жизнь вообще в этих краях. Галина Федоровна с удовольствием удовлетворяет наше любопытство. Но время позднее, а надо еще столько посмотреть. Прощаемся, подарив на память нашу клубную футболку. Ксюша сразу же в нее облачается.

 

    Едем в школьный музей. Музей создала при местной начальной школе ее заведующая Надежда Федоровна Ворощук. Надежда – замечательная женщина, с неуёмной энергией, не боящаяся плыть против течения. Очень нам понравилась она сама и все, что она делает в Лядинах.

 

 

Буклет школьного этнографического музея мастерской в селе Лядины Каргопольского района

стр1      стр2      стр3      стр4      стр5      стр6

 

 

    Вот она встречает нас на школьном крылечке. Тут же вертятся Ксюша с Дашей. Надежда и Даша одеты в старинные платья, как позже выяснится, сшитые самостоятельно из самостоятельно вытканного на старинном станке материала. Первым делом нам показывают школьную гордость – мастерскую. Здесь дети и учителя пытаются воссоздать технологию изготовления изделий из льна. Раньше в этих краях лен выращивали очень активно, каждая женщина умела его обрабатывать, но постепенно умения были утрачены. С трудом раздобыли семена, высадили на школьном огородике, по рассказам бабушек восстановили или изготовили различные приспособления для обработки, научились ими пользоваться. Все это демонстрируют нам, сопровождая подробным рассказом.

        

    После мастерской идем в саму школу. Нам рассказывают про музей. Здесь не просто собраны старые вещи, здесь дети изучают старину, и сами занимаются творчеством. На ткацких станках учатся делать дорожки, какие-то пояски. Даша демонстрирует нам, как работает станок. Вдоль стен развешаны и расставлены детские поделки. Дети лепят из глины и теста, вышивают, рисуют, занимаются лоскутным шитьем и ковроткачеством. Экскурсовод Даша рассказывает про деревенскую жизнь в старые времена, показывает уголок, стилизованный под старинную деревенскую избу.

    

    Оставляем немного денег, выходим на улицу. Надежда предлагает еще рассказать про церкви.

    Рядом со школой строится дом. От Галины Федоровны знаю, что этот дом строят Надежда с мужем. Спрашиваю про строительство. Надежда удивляется моей осведомленности,  охотно рассказывает. Дом для нее – это не просто решение жилищной проблемы, а нечто большее. Потому и решили не просто купить готовое, а с нуля все построить своими руками, несмотря на все сложности и дороговизну. Причем, понятие «построить» здесь имеет несколько другой смысл, чем у нас в Подмосковье. Это значит не просто поездить по строительным рынкам, нанять бригаду молдаван, а потом стоять у них над душой. Здесь нужно самому подготовить документацию, договориться, чтобы выделили делянку в лесу, самому заготовить древесину, найти трактор и вывезти бревна, и  также самому топориком соорудить сруб. Дело непростое и долгое, но зато, когда дом будет готов, в нем точно будет душа. А через сто лет девочка будет рассказывать: «этот дом построил мой прапрадедушка в 2003 году…».

    Проходя по деревне, видим колодцы с колесами-воротами. Колодцы недавно отреставрированы. В интернете я видел на фотографиях, что они были почти развалившиеся. Оказывается, это тоже, как и качели на деревенской площади, сделано по проекту Надежды Ворощук.

   

    Подходим к погосту. Слушаем рассказ про церкви. Одна из них и колокольня закрыты на реконструкцию, во вторую же можно заходить. Интересно, что туристов внутрь стали пускать только с 1 августа этого года, т.е. за четыре дня до нашего приезда. Раньше приезжающие были лишены такого удовольствия, а вот нам повезло. Главное, ради чего стоит посетить церковь, это, конечно же, небеса. Удивительно красивые, замечательно сохранившиеся благодаря тому, что при советской власти в церкви было зернохранилище с соответствующим микроклиматом. Незабываемые ощущения, когда стоишь точно под центром шатра, и смотришь вверх…  Церковные иконы несколько лет назад вывезли в Каргополь на реставрацию, но обратно так и не вернули. Есть иконы из соседней, закрытой на ремонт, церкви. Они не очень хорошо сохранились, но отдавать их реставрировать уже боятся. Иногда здесь идут службы. Приезжает батюшка, и местные старушки приходят помолиться богу и поставить свечку.

    Мы так увлеклись в Лядинах, что выехали оттуда только в десятом часу вечера.

закат застал нас у д.Орлово

Масельга.

    На закате добираемся до Лекшмозера. В деревне Орлово ( на карте Хвалинская) есть оборудованная стоянка. Место красивое, но стоять практически прямо в деревне и у дороги не хочется. Едем дальше, и у указателя на Морщихинскую сворачиваем направо. Через 8 километров въезжаем в деревню.

    Контора национального парка закрыта, и спросить про места для стоянок некого. Что ж, будем искать сами.

    Минуя пустующий кордон с открытым шлагбаумом, едем в сторону деревни Масельга. Дорога тянется по одноименному водоразделу. Это такая гряда шириной метров 50 – 100, и длиной несколько километров. По обе стороны от дороги – озера. Левые озера относятся к бассейну Балтийского моря, правые – Белого моря. Место красивое, я бы даже сказал – экзотическое. Но оценить эту красоту нам очень тяжело, так как уже почти стемнело.

    Видим у дороги две свободные стоянки. Обе рядом. Но на противоположных склонах гряды. Но не останавливаться же в первом попавшемся месте, надо поискать еще. И мы едем дальше.

    У самой деревни Масельга упираемся в закрытый шлагбаум. Рядом на площадке стоят несколько машин, и никого нет. Но нам то нужно дальше, мы готовы доехать хоть до самого Кенозера. Как заправские джиперы объезжаем шлагбаум по «обочине». Проезжаем деревню (три с половиной дома) насквозь. За деревней вдоль дороги устроены еще несколько оборудованных стоянок, но все они заняты. В свете фар мелькают изумленные лица туристов. Они не могут понять, откуда мы взялись в этом месте и в это время суток, и явно испытывают дискомфорт от нашего присутствия. А мы уже мчимся по плохенькой дороге вдоль берега Мосельгского озера. Дорога все хуже, стоянки больше не попадаются, и вот в кромешной темноте въезжаем в какую-то деревеньку. Это Гужово. Несколько домиков на фоне нетронутой природы. Люди есть только в одной избе. Они москвичи, а здесь проводят отпуск. Очень удивляются, как нас сюда занесло, говорят, что дальше дороги нет, что ни на какое Кенозеро здесь проехать нельзя, и что вообще здесь сроду никто не ездил.

    Ну и занесло же нас опять! Приперлись среди ночи на запретную территорию, распугали туристов и зверье. Вот, например, птаха какая-то вальдшнепоподобная, сидит на дороге, ослепленная светом фар, и не улетает. Шуруй уже в сторону, дай хоть обратно выехать…

    На выезде, в Масельге на машину грудью, как А.Матросов, бросается мужик. С трудом удерживая равновесия, и еле ворочая языком, представляется инспектором лесной охраны таким-то и демонстрирует свое удостоверение (правда, вверх ногами). Не может понять, как мы сюда попали, говорит, что сюда вообще въезжать нельзя. Сюда нельзя, а обратно можно? Ну так вот мы отсюда и едем. И попрощавшись с обалдевшим Матросовым, удаляемся тем же путем, в обход шлагбаума. Не очень красиво наверное выглядел наш рейд со стороны. Стыдно, братцы. Но мы просто немножко заблудились.

    Возвращаемся туда, где видели свободную стоянку. Место здесь интересное. Гряда сужается уже некуда. Сразу от дороги склоны спускаются вниз под углом 45 градусов. Наш склон имеет как бы ступеньку, и на этой ступеньке оборудована стоянка. Много ровного места под палатки, деревянный навес с одной глухой стеной, под ним лавочки, большой стол и маленький столик типа барной стойки для приготовления пищи. Рядом устроено место для костра с металлической перекладиной и крючочками, и с бревнами-лавками по кругу. Есть специальный ящик для мусора, а в отдалении самый настоящий туалет типа «сортир». Имеется большой запас дров ( в данном случае это стопка достаточно приличных досок). До воды по склону тянется деревянная лестница, заканчивающаяся внизу маленьким причальчиком. Вокруг стоянки растут сосны, а под ними заросли черники. Дно в озере чистое песчаное. Я сразу же залезаю купаться. Вода прогрелась, и поплавать в ней после тяжелого дня большое удовольствие. Потом в свете фар обживаемся на стоянке: готовим ужин, ставим палатку.

    Еще один день позади. Пройдено в общей сложности 1073 километра. 

 

ПЕРЕЙТИ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

 

на главную страницу


AutoClick.RU

 

 

Hosted by uCoz