Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм.  Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм

путешествия . Автомобильный туризм.  Автомобильные путешествия . Автомобильный туризм Автомобильные

               

на главную страницу

 

-------------------------------------- e-mail: psp_prestige@mail.ru ----------------------------------------------

К л у б  А в т о  П У Т е ш е с т в е н н и к о в

 

Из книги А.Ф.Афанасьева «Домовая резьба» : 

« … Прикладное искусство начиналось с простого желания мастера сделать красивой изготовленную им какую-либо вещь домашнего обихода: украсить резьбой прялку, придать интересную форму вазе, хлебнице, сделать красивым туесок и т.д. Постепенно декоративность и красота оттеснили на второй план функциональность многих вещей. Так, в настоящее время резные тарелки «перекочевали» со стола на стену, вазы увеличились в размере и стали украшать вход в помещение, нишу в стене и т. п. Исчезла утилитарная функция некоторых предметов. То же самое происходит и с украшением домов лепниной и резьбой. Например, раньше так называемая курица — срубленная с корнем молодая ель — была необходимым и естественным оформлением деревянного дома. Она подбиралась так, чтобы на прочный естественный загиб ответвления корня можно было опереть горизонтальное бревно (поток) внизу ската крыши. Силуэт такого корневого утолщения, напоминающий курицу, дал название ему и вызвал желание совершенствовать данную природой форму. Так, причелина была сначала резной доской, защищавшей торцы слег крыши (решетин) от намокания. Впоследствии вместо одной доски стало появляться целое кружево из нескольких резных досок. Полотенце сначала предназначалось просто для прикрытия щели—стыка причельных досок, потом же превратилось в гипертрофированную до впечатляющих размеров и декоративной выразительности доску. То же самое можно сказать и о коньке — конце бревна (охлупня), которым сверху закрывали стык скатов крыши, и о наличниках окон, и об облицовке торцов бревен на углах дома и т.д.

    Происхождение формы и рисунка наиболее распространенных орнаментов домовой резьбы уходит корнями в древнюю историю нашей страны, во времена языческой Руси. Уже тогда и снаружи, и внутри домов была резьба по дереву, только трудно сказать, в какой степени она носила декоративный характер, так как чуть ли не каждый элемент этой резьбы был знаком, символом, предохраняющим и заклинающим от злых духов и бед или способствующим благополучию,

плодородию, удаче.

    Наиболее часто встречающиеся знаки: солярный (знак солнца) с полным либо половинным диском и лучами, иногда криволинейными, который входил в систему знаков обороны русского дома от упырей и навий (т. е. вурдалаков и всякой иной нечисти); небесной хляби в виде волнистых полос в два-три ряда (иногда многоплановых); земли и тверди в виде квадратов, прямоугольников, ромбов, крин (росгков); женщины-роженицы — покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Даже полукруги в ленточной резьбе с отверстиями посередине изображались когда-то как женские груди — символ орошения земли плодородными каплями влаги..

    Небесные знаки располагались обычно выше знаков солнца, земли и других символов. Солнечный знак помещался, как правило, вместе со знаками земли, воды, небесной хляби. Наиболее часто встречаемый солярный знак — это круг с шестью лучами («колесо Юпитера»). Встречается круг с крестом внутри или с восемью лучами. Восходящее или заходящее солнце показывалось полукругом с тремя лучами. Движущееся солнце изображалось в виде круга с дугообразными лучами внутри него, изогнутыми в большинстве случаев одинаково: от центра вверх вправо и соответственно— вниз влево; таких лучей было от трех и более .

   Земля изображалась в виде ромба или квадрата,поставленного на угол и разделенного на четыре, части. Этот знак сохранялся на Руси на протяжении тысячелетий, применялся не только в домовой резьбе, но и в вышивках, церковной росписи, средневековом прикладном искусстве. Такая форма квадрата, ромба (или прямоугольника), в резьбе причелин, полотенец изображалась иногда и очерком, и силуэтом, и линией просверленных отверстий.

    Над дверью часто помещался коник как охранный символ входа в дом. Впоследствии он чаще стал заменяться на подкову. Особенно обильно насыщались символикой орнаменты окон и наличников, так как окно считалось путем для проникновения нечисти, местом для воздействия чужого недоброго глаза. Солярный знак в декоре окна, как правило, занимал центральное место , иногда давалась композиция из двух-трех солнц.

    По истечении столетий значение этих символов забылось, но их форма, которая наиболее удачно соответствовала декоративному украшению и легко выполнялась в резьбе, сохранилась до наших дней… »

 

Вернуться в «Деревянное кружево-2»

 

на главную страницу

 

 

Hosted by uCoz